ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ

ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ

Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений с участием великанов, карликов и т. Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха. Все эти обрядово-зрелищные формы давали, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и в негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Каковы же специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова их природа?

Смеховая культура русского средневековья

Культура и искусство Реферат: Само время — век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, — объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой — подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях. История развития карнавала и маскарада Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза.

Поедание, пожирание и проглатывание, частое в кукольных сценах и масках, также имеет древнейший дохристианский смысл.

При исследовании средневековой культуры нередко встаёт проблема культура оформляется в особую обрядово-зрелищную карнавальную форму. «В карнавале средневековый человек преодолевал свой страх перед А. Я. Гуревич связал противоположные понятия смеха и смерти и.

О теории народно-смеховой культуры М. Бахтина Кто полностью отрекся от Бога — и словом, и сердцем, — тот не способен в жизни сделать ничего, что бы не служило его полному разрушению, телесному и душевному. Потому не спеши искать палача для безбожника. Безбожник нашел палача в самом себе, причем наиболее беспощадного, какого только может дать весь этот мир.

Святитель Николай Сербский Отаинственной природе смеха рассуждали многие мыслители, пытаясь уловить его сущность, но, кажется, сделать это невозможно: Очень непросто определить, что есть смех. Но почему юмористы являются самыми мрачными людьми? Но почему мы снисходительны к тем, над кем смеемся, и даже готовы полюбить их?

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков и праздник осла, существовал особый, освященныйтрадицией вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.

Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений с участием великанов, карликов и т.

Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и личности ) средневекового шута, формы народно-праздничного карнавального веселья, Средневековый смех в этой новой комбинации и на этой новой ступени своего .. В такой серьезности всегда есть элемент страха и устрашения.

У Рабле брат Жан — воплощение могучей травестирующей и обновляющей силы низового демократического клира[49]. Вообще в романе Рабле можно найти достаточно богатый материал переряженных священных текстов и изречений, рассеянных повсюду. В переводе это значит: Первая часть этой фразы связана с господствовавшим в те времена предрассудком его разделяли даже врачи , что по величине носа можно судить о величине фалла и , следовательно, производительной силе мужчины.

Вторая часть, взятая в кавычки и подчеркнутая нами, является началом одного из псалмов , 10 , то есть священным текстом, который получает, таким образом, непристойное истолкование. Снижающее переосмысление усиливается еще тем, что последний слог цитаты из псалма — — по созвучию с соответствующим французским словом истолковывался как название фалла. В гротеске — и средневековом и античном — нос обычно означал фалл.

Эти слова пелись в начале и конце семи покаянных псалмов и были связаны с основами христианского вероучения и культа. У Рабле есть аллюзия на эту литанию кн. ; по поводу людей с чудовищными носами Рабле говорит:

Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса

Бахтиным, который обозначал им такое явление западно-средневековой культуры как карнавал. Бахтин подчёркивал огромное общественное значение средневекового смеха, который переносил средневекового человека в мир народной карнавальной утопии, временно выводил его за рамки официальной религиозной культуры, вырывал его из-под власти социальных запретов. Игра не выводит за пределы мира как такового, а позволяет проникнуть в его заповеданные области, туда, где серьёзное пребывание равносильно гибели, поэтому она всегда — игра, смешная и опасная одновременно.

Так, святочные гадания — один из наиболее весёлых моментов крестьянского календаря…так и именуются:

Характеризуя элементы народной смеховой культуры наследии, Бахтин средневековой и ренессансной смеховой, карнавальной культуры до . Деда, несмотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с.

Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Бахтина"Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и"Ренессанса" первый вариант рукописи был завершен в ; первое издание - Москва, ; переведена на многие языки. Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле"Гаргантюа и Пантагрюэль".

Алексеева,"народно-фольклорной традиции средневековья" ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее"Гаргантюа и Пантагрюэлю" парадоксальное сочетание многочисленных"ученых" образов и простонародной а часто и непристойной комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвета к 16 в.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

Самому смеху границы почти не ставились, лишь бы это был смех. С универсализмом и свободой средневекового смеха связана и третья замечательная особенность его — существенная связь смеха с неофициальной народной правдой. Серьезность в классовой культуре официальна, авторитарна, сочетается с насилием, запретами, ограничениями.

89 частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры»1. Отношение христианского мира к смеху и веселью вовсе не.

Рыцарская и карнавальная культура средневекового общества. Образ рыцаря в мировой истории и культуре один из самых долгоживущих. Даже современный человек с наслаждением следит за приключениями рыцарей Круглого стола и трагической судьбой Тристана и Изольды. Однако реальный образ рыцаря средневековья далеко отстоит не только от современных версий массовой культуры, но и от образа благородного рыцаря созданного романтиками в веке. Рыцарская культура — важнейшая составляющая средневековой традиции, но складывается она далеко не сразу.

Раннее средневековье еще не знает рыцарского сословия как целостного образования со своей структурой и мировоззренческой основой. Безусловным является только то, что это хорошо вооруженный всадник, способный к боевым действиям. Так постепенно складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами, и, одновременно, формировалась система ленов земельной собственности.

Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов. Истинный рыцарь, прежде всего — правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве и благочестивых деяниях, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства. Период зрелого средневековья, с его растущими городами, торговлей и ремеслом, требовал контроля за торговыми путями в богатые восточные земли.

Доклад: История развития карнавала и маскарада

Само слово"карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове"карнавал" лежат два латинских корня — мясо , и прощай , что означает"прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. Бахтин, относя к нему"совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа".

В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые"жирные дни", предшествующие Великому посту.

Карнавальный смех – амбивалентный смех, он «хоронит и Смех и слезы Юродивый – фигура культа, а культ начинается со страха всю жизнь провел в сле- Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.

Санкт-Петербург И к ним вряд ли можно отнести философию Бахтина: Если о таковой говорить, то в ней он — приемлем, принят, он свой, даже при всей его самобытности. Названная черта — отсутствие философской школы — едва ли не неизбежность для утвердившейся советской эпохи. Но своеобразие ситуации в том, что Бахтин именно мыслитель, он именно философствует: Другое дело, как продумывается, проверяется, оформляется идея. Порой столь богатые интуициями русские мыслители оказываются ударенными тем или другим прозрением, жизненный вкус которого так явен, и подлинен, что прикосновение к реальности духа делается непосильным для — мысли, для критического осознавания, и человек становится жертвой идеи.

Так у блестящего и искушенного Вяч. Иванова переживание дионисийского экстаза начинает, вместо того чтобы занять свое частное подобающее место, диктовать доминанту в картине мира. Подобное и у Бахтина: Более того, и Царствие Божие объявляется Бахтиным в его известном высказывании — не в человеке, а МЕЖДУ людьми, в этой известной бахтинской поправке к Евангелию, прямо по образцу инспирируемого Мефистофелем Фауста.

Так что в одном акцентируемом слове оказывается сокрыт основной смысл — и проявлен некий дух, о котором… позднее. В этот перечень бахтинских идей, занявших преувеличенно-центральное место, им не подобающее, включается идея карнавала, шутовства, смеха, гипостазируемая , по слову С.

"Тандемы - 2" - Летний Кубок в Одессе, Лига Смеха 2017


Comments are closed.

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни тут!